2022 год
18 ноября 2022 года
ДОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПРИГЛАШАЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА АВТОБУСНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Санкт-Петербургский Дом национальностей в ноябре 2022 года запустил цикл культурно-просветительских мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов «ЭтноПетербург».
В рамках Мероприятий пройдет 16 автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу и Кронштадту. В программе Мероприятий состоится не менее 3 остановок возле достопримечательностей, памятников, исторических мест с рассказом об истории и значимости объекта!
Целевая аудитория мероприятий: иностранные граждане _- мигранты
в возрасте от 6 лет. Мероприятия пройдут на безвозмездной основе 26.11.2022 и 27.11.2022, с 10:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00.
По вопросу записи на экскурсии обращается по телефону
8(911)982-34-94 или по электронной почте wehelping@mail.ru
7 ноября 2022 года
9 ноября — Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии начался массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальной ночи», или «Ночи разбитых витрин». Она стала первой массовой акцией физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям.
18 октября 2022 года
ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В БОЛЬШОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ДИКТАНТЕ!
С 3 по 8 ноября пройдет ежегодная всероссийская акция «Большой Этнографический диктант».
Принять участие: https://miretno.ru/
28 сентября 2022 года
ОНЛАЙН МАРАФОН «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ». ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ АДЫГЕЙСКОГО НАРОДА
В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.
Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать — в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната — кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.
Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.
А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску — длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, — башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины — черные.
Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку — только княгиню.
Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило — первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.
Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.
27 сентября 2022 года
ОНЛАЙН МАРАФОН «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ». ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЯКУТСКОГО НАРОДА
Якуты, которые называют себя саха (сахалар) – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв.Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде.
Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.
В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.
Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.
Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.
Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.
Важное место в жизни каждого якута занимает праздник Ысыах, отмечаемый в весенне-летний период. В этот день Якуты танцуют, скачут на лошадях, радуются новому теплу и пьют кумыс. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.
Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.
26 сентября 2022 года
ОНЛАЙН МАРАФОН «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ».
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.
К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту территорию. В результате огромные пласты народного творчества — языческой мифологии, нартского эпоса — были безвозвратно утеряны.
Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.
Всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.
Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.
Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.
Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.
У чеченцев брак – это не просто союз мужчины и женщины, а объединение двух семей, двух родов.
Первое и главное условие – жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там.
Также у чеченцев сохранился такой старинный свадебный обычай, как «мотт бастийтар» — «развязывание языка» и «зуда хитIаяккхар» — вывод невесты к главной реке аула. Считалось, что молодые сошлись не на год и не на два, а на всю жизнь. И чеченцы, не без основания, хотели, чтобы невеста, которой они доверили поддержание огня в священном для них очаге, вместе с полным кувшином животворящей воды принесла в дом мужа истоки яркой, светлой, вечно счастливой жизни и благодать.
Согласно обычаю «развязывания языка», невеста не имеет права разговаривать с родственниками мужа, его друзьями и соседями, пока они официально не «развяжут ей язык». Обряд этот заключается в том, что они просят невесту принести воды и спрашивают у нее разрешения выпить ее, тем самым пытаясь разговорить девушку. Эти древние обряды относятся к замечательным традициям чеченского народа, которые сложились и утвердились веками.
23 сентября 2022 года
ОНЛАЙН МАРАФОН «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ». ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.
Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.
Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.
Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.
В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.
На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.
Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.
Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.
22 сентября 2022 года
ОНЛАЙН МАРАФОН «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ». ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Духовным и культурным центром всего татарского народа является Республика Татарстан. В столице Татарстана – городе Казань, ежегодно проводится Всемирный конгресс татар, объединяющий все татарские общины РФ и татарские диаспоры со всей планеты.
Обряды татар бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов. Например, традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Жених надевает тюбетейку, невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».
Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу – казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан) – смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).
Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник – поэма “Сказание о Юсуфе” булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века – классиков татарской литературы можер выделить Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода – Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-героя Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей. Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты и организаторы татарского национального театра начала ХХ века – артист, драматург и режиссер Габдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, современные актёры и режиссёры: Марсель Салимжанов, Сергей Шакуров, Рената Литвинова, Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Камиль Ларин, Тимур Батрутдинов, оперные певцы – Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Хамдуна Тимергалиева, современные авторы исполнители – Земфира Рамазанова, Зуля Камалова, Дениз Бедретдин, Ренат Бакир, Ильдар Мубаракшин, Рустам Аляутдинов, Эльмира Калимуллина, Малика Разакова, Саида Мухаметзянова. Изобразительное искусство татар самобытно и многопланово, наиболее известными стали работы таких известных татарских художников, как: Баки Урманче, Харис Якупов, Ахсан Фатхутдинов, Ильдар Ханов, Файзрахман Аминов, Байназар Альменов, Фаиль Исламов, Шакир Мухамеджанов, Абрек Абзгильдин, Наджип Наккаш, Анвар Сайфутдинов, Чингиз Ахмаров, Озад Хабибуллин, Рифкат Вахитов, Ильдус Муртазин, Фиринат Халиков, Камиль Муллашев, Ильдус Вахитов, Альфрид Шаймарданов, Винера Абдуллина, Алсу Тимергалина, Миля Нуруллина, и многие другие.
07 сентября 2022 года
Дом национальностей рассказывает чему стоит уделить внимание при приезде иностранному гражданину на территорию РФ
Напоминаем, что иностранные граждане смогут получить юридическую консультацию по вопросам миграции, трудоустройства и здравоохранения 13 сентября в очном формате в ДК Железнодорожников
(ул. Табмовская, 63).
И также с 13 по 15 сентября юридические консультации пройдут в формате call-центра, в рамках информационно-культурного фестиваля «Под крылом Петербурга».
15 августа 2022 года
Дом национальностей: 3 сентября пройдет информационно-культурный фестиваль «Под крылом Петербурга»
13 сентября приглашаем всех иностранных граждан, работающих и проживающих в Санкт-Петербурге, на фестиваль “Под крылом Петербурга” в ДК Железнодорожников.
Что интересного мы подготовили для вас?
• Бесплатные юридические консультации от специалистов по вопросам миграционного законодательства, трудоустройства, образования, здравоохранения и налогообложения для мигрантов;
• Развлекательную программу для детей с аквагримом и научными шоу;
• Традиционную церемонию русского чаепития с угощениями, национальными костюмами и главное – самоварами!
• Конкурс детских рисунков и викторину с ценными призами;
• Концертную программу с национальными танцами и с эффектными песнями.
Приходите на мероприятие всей семьей.
Вход на фестиваль – бесплатный!
С нетерпением ждем встречи с вами 13 сентября по адресу: Тамбовская ул. 23, ДК Железнодорожников.
5 июля 2022 года
Для трудовых мигрантов, которые работают на территории ВМО МО Сосновское в здании Местной Администрации совместно с представителями Дома национальностей была организована информационная встреча, в ходе которой иностранным гражданам рассказали о Санкт-Петербургском доме национальностей других проектах, в которых им могло бы быть интересно поучаствовать. В заключение всем участникам мероприятия выдали красочные и информативные раздаточные материалы.
31 мая 2022 года
Бал национальностей
5 июня на Исаакиевской площади состоится VI Санкт-Петербургский Бал национальностей.
Праздник посвящен Дню города и 350-летию со дня рождения Петра Великого.
Гости мероприятия смогут посетить 12 выставок, посвященных народной художественной культуре и быту национальностей, проживающих в Санкт-Петербурге, а также принять участие в мастер-классах по обучению придворным бальным танцам, народным танцам изготовлению предметов украшений и быта.
Зрителей ждут уникальные национальные игры, необычные фотозоны, оформленные в тематике дворцовых интерьеров и исторических событий Петровской эпохи.
8 апреля2022 года
Международный день цыган.
Отмечается ежегодно 8 апреля представителями этой нации по всему миру, был учрежден на первом Всемирном цыганском конгрессе, состоявшемся в Лондоне 8 апреля 1971 года и собравшем представителей из 30 стран.
18 марта 2022 года
Санкт-Петербургский Дом национальностей проведет Навруз в парке Сосновка
Навруз — праздник весеннего равноденствия отмечается как начало нового года. Почитается народами Центральной Азии, Ближнего Востока, на Кавказе, на Балканах. Его связывают с солнечным летоисчислением, которое появилось в Иране и Средней Азии 7000 лет назад, а также с культом огня в зороастризме — религии древней Персии (ныне Иран). ООН включила Навруз в список нематериального наследия человечества.
20 марта 2022 года в 13.00 в Парке Сосновка на территории стадиона состоится общегородское мероприятие, посвящение празднику «НАВРУЗ». Организатором праздника выступает Санкт-Петербургский Дом
национальностей при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт Петербурге.
В год культурного наследия народов России, праздник дает гостям и жителям города возможность познакомиться с культурой азербайджанцев, афганцев, башкир, дагестанцев, казахов, киргизов, таджиков, туркмен и узбеков.
Зрителей ждёт насыщенная трехчасовая концертная программа с участием творческих коллективов национально-культурных объединений Санкт-Петербурга. Кроме того, гости праздника смогут посетить выставки, посвященные культуре разных народов и принять участие в мастер-классах по народным промыслам и национальных играх.
Прямая трансляция мероприятия пройдет в сети Интернет на странице
ВКонтакте https://vk.com/domnac spb.
17 марта 2022 года
21 марта — Навруз (Праздник прихода весны)
Весенний новогодний праздник равноденствия — Навруз, возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам.
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
17 февраля 2022 года
21 февраля — День родного языка
Международный день родного языка провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
12 января 2021 года
Этнокалендарь 2022
Календарь памятных дат, событий и праздников жителей Санкт-Петербурга 2022 год
https://ethnospb.ru/p14/t138/l12/index.htm