alt2021 год

9 декабря 2021 года

«Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан»

В соответствии с положениями Федеральным законом от 25.07.2002 № 1 15-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин может быть принят на работу в Российской Федерации, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в Российской Федерации, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Работников-иностранцев можно разделить на тех, кто проживает на территории Российской Федерации постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение па временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания). Кроме того, правовой статус иностранных работников отличается в зависимости от порядка пересечения ими государственной границы (в визовом либо безвизовом порядке).

Иностранным гражданам, имеющим вид на жительство либо разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии обыкновенной рабочей визы. При наличии туристической, частной и иных видов виз иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность не вправе.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента.

Для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязан обратиться в органы внутренних дел. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 18.20 КоАП РФ.

Кроме того, получить патент могут лишь те иностранные граждане, которые в миграционной карте указали в качестве цели въезда «работу». При этом следует отметить, что срок пребывания указанной категории иностранцев продлевается на срок действия патента.

Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок направления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018

Статьями 18.15. 18.16, 18.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения требований федерального законодательства при привлечении к труду иностранных граждан.

 

18 ноября 2021 года

«Под крылом Петербурга»

24 ноября с 17:00 до 19:00 в Доме молодёжи «Атлант» (ул. Руставели, 37) пройдет информационно-культурное мероприятие для иностранных граждан «Под крылом Петербурга».

Организаторы проекта – Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и администрация Калининского района.

В программе:

— безвозмездное консультирование по вопросам получения медицинской помощи, трудоустройства, миграционного законодательства, получения образования. На все вопросы ответят эксперты: представители органов государственной власти, некоммерческих организаций;

— подведение итогов конкурса детских рисунков;

— традиционное русское чаепитие;

— концертная программа творческих коллективов Узбекистана, Таджикистана Грузии и России;

— интеллектуальная викторина с вопросами о Северной Столице.

Для маленьких гостей будет организована развлекательная программа с интерактивными мастер-классами.

Внимание: проход осуществляется только по QR-кодам.

16 ноября 2021 года

16 ноября — Между народный день терпимости.

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости (International Day for Tolerance), приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95).

Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В борьбе с нетерпимостью законы необходимы, но в отдельных случаях недостаточны.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

9 ноября 2021 года

9 ноября — Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма 

9 ноября во всем мире — Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма (International Day Against Fascism, Racism and Antisemitism). Он был установлен по инициативе Международной сети против расизма UNITED, объединяющей более 560 организаций из 46 стран.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года начался массовый погром в Германии, получивший название «Хрустальная ночь» , или «Ночь разбитых витрин». Она стала первой массовой акцией физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям. Было убито более 90 человек, 30 тысяч были схвачены и отправлены в концлагеря. Сотни синагог были сожжены , а тысячи витрин магазинов, принадлежавших евреям, разбиты — отсюда название погрома..

Ежегодно в Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма во многих странах проходят тематические мероприятия — выставки, митинги, демонстрации и другие акции в память о жертвах нацизма, жертвах террора на национальной и расистской почве.

3 ноября 2021года
Санкт-Петербург присоединяется к Большому этнографическому диктанту
«Народов много — страна одна!» — под таким лозунгом уже в шестой раз состоится М еждународная просветительская акция «Большой этнографический диктант». Акция проводится в единый период — с 3 по 7 ноября 2021 года в онлайн-формате на сайте www.miretno.ru, и традиционно приурочена ко Дню народного Единства. Диктант позволит не только оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживаюших в России, но и привлечет внимание широкой обшественности к вопросам межнационального мира и согласия. Участниками Диктанта могут стать все желающие жители России и зарубежных стран. Написать Диктант можно как на русском языке, так и на трех иностранных. английском, испанском, китайском. Задания будут опубликованы в 00.01 час. 3 ноября 2021 года (по моск.вр.) на официальном сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru. Задания Диктанта оформлены в виде теста и включают в себя; — 20 вопросов — общефедеральная часть Диктанта, единая для всех участников; — 10 вопросов — региональная часть Диктанта, уникальная для каждого субъекта Российской Федерации. Для иностранных участников тест состоит из 30 общефедеральных вопросов, единых для всех стран. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий 100. Время прохождения Диктанта — 45 минут.
20 октября 2021 года
Проведение «Десятого Международного конкурса МАГ «Город в зеркале СМИ»
Организаторами Конкурса выступают: Международная Ассамблея столиц и крупных городов СНГ (МАГ) при поддержке Союза журналистов России и Подмосковья, Московского Дома национальностей, Делового Центра экономического развития СНГ, Центра содействия устойчивому развитию городов «Мегаполис XXI век».
Конкурс проводится для привлечения внимания широкой общественности к деятельности МАГ, целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между городами и регионами, а также обмен опытом и реализация совместных проектов для решения городских проблем на территории СНГ и ЕАЭС.
Участниками Конкурса могут быть журналисты, коллективы редакций газет, теле- и радиокомпаний, сотрудники пресс-служб городских администраций. На Конкурс могут быть представлены как отдельные произведения, так и тематические подборки.
В заявке должны быть изложены краткие сведения о представляемом средстве массовой информации и авторе материала.
На Конкурс предоставляются оригиналы либо заверенные копии печатных материалов на русском языке, с указанием даты публикации в средствах массовой информации, аудио-, видеоматериалы (сопровождаемые эфирными справками), опубликованные в СМИ или вышедшие в эфир в период с 1 января по 15 декабря 2021 года. Материалы не рецензируются и не возвращаются.
Номинации Конкурса:
— «Выстояли и победили!» — о том, как ковалась Победа советского народа на фронте и в тылу — в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
— «Строим будущее вместе!» — к 30-летию создания СНГ, об интеграции городов в Евразийское пространство, о межгородском сотрудничестве и обмене опытом хозяйствования (совместно с «Деловым центром экономического развития СНГ»);
— «Умный город — безопасный город» — новые технологии, повышение эффективности управления и качества жизни населения» — о деятельности администраций городов по формированию комфортной городской среды, практиках борьбы с коронавирусом, инновационных практиках, укреплении межнациональных связей и др. городские темы (совместно с Московским Домом национальностей);
— «Донор крови – дарящий жизнь» (совместно с Центром «Мегаполис XXI век»).

Подведение итогов конкурса и награждение победителей планируется провести на торжественной церемонии в Москве в феврале 2022 года.

Более подробная информация о Конкурсе размещена на сайте www.e-gorod.ru в разделе «Десятый Международный конкурс МАГ «Город в зеркале СМИ».

15 октября 2021 года
21 сентября 2021 года

Отдел по вопросам миграции

Начальник — Смирнова Татьяна Анатольевна

194156 г. Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, 18

телефон (812) 294-20-53

факс (812) 552-08-20

22 июля 2021 года
О мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

В связи с Указом Президента Российской Федерации  от  15 июня 2021 года №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим законные основания для пребывания/проживания на территории Российской Федерации на 16 июня 2021 года предоставлена возможность обратиться в территориальные органы МВД России с заявлением об урегулировании правового положения. В случае обращения иностранных граждан с таким заявлением в период с 16.06.2021 года по 30.09.2021 года к ним не будут применяться меры государственного принуждения, связанные с выдворением за пределы Российской Федерации и установлением запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Для иностранных гражданам и лиц без гражданства, имеющим законные основания для пребывания/проживания на территории Российской Федерации на 16 июня 2021 года приостановлено течение сроков временного пребывания, проживания, нахождения за пределами РФ участников Госпрограммы, имеющих РВП или ВЖ, ВКС, действия РВП, ВЖ, визы, свидетельства участника Госпрограммы (действительного на 15.03.2020), удостоверения беженца, свидетельства о предоставлении временного убежища. Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность после до истечения сроков действия трудовых или гражданско-правовых договоров, а также выданных патентов или разрешений на работу, в том числе после 16 июня и до 31 декабря 2021 г.

Для иностранных гражданам и лиц без гражданства, имеющим законные основания для пребывания/проживания на территории Российской Федерации на 16 июня 2021 года разрешено без учета требований у заявленной цели визита заключать трудовые или гражданско-правовые договора (граждане ЕАЭС), обратиться для оформления патента.

19 апреля 2021 года

Полезный интернет-ресурс для мигрантов 

migrussia.ru/poleznye-materialy/v-pomoshch-migrantu

Здесь можно найти множество полезной информации на разных языках, русском, узбекском и таджикском. Все о законодательстве в сфере миграции, медицинской помощи, советы о жизни и адаптации в России, трудовые права и многое другое.

Человек, оказавшийся в чужой стране, сталкивается с огромным количество трудностей и проблем. Информация на этом сайте поможет минимизировать проблемы переезда в другую страну.

16 апреля 2021 года

Многонациональный Петербург. Абхазы и абазины

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с абхазами и абазинами.

Абхазы и абазины составляют единый этнос абаза, живущий на северо-западе Кавказа по обе стороны Кавказского хребта. Абхазы — в Республике Абхазия, абазины — в Карачаево-Черкесской Республике. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Предки абхазов и абазин одними из первых научились делать железо (в XVIII-XVII веках до н.э.). Когда-то они входили в союз племен, образовавший Колхидское царство, хорошо известное по древнегреческому мифу о Золотом руне и путешествии аргонавтов. На месте нынешних городов Абхазии — Сухума и Пицунды — были греческие колонии Диоскуриада и Питиунт со смешанным населением. По легенде, в 40-м году н.э. христианство среди народа абаза проповедовал сам апостол Андрей. С VIII по X век существовало Абхазское царство.

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны». В Санкт-Петербурге абхазы начали селиться в основном после добровольного вхождения Абхазского княжества в состав России в 1810 году.

Абхазский язык – один из древнейших в мире. Существует два основных диалекта абхазского языка: северный бзыбский диалект и южный абжуйский диалект, который послужил основой для литературного абхазского языка. Впервые письменность на абхазском языке появилась в 1862-1863 годах на основе кириллического алфавита и системы правописания, разработанной российским языковедом П.К. Усларом. Современный алфавит на основе кириллицы используется с 1954 года. Автором первого произведения на абхазском языке стал Дмитрий Гулиа (1874-1960), который считается основоположником абхазской литературы. А благодаря перу прозаика Фазиля Искандера (1929-2016) с Абхазией познакомился весь мир. По его книгам снимают фильмы и ставят спектакли. Произведения Искандера читают на всех европейских языках.

Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, начиная еще с VI века нашей эры. Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Абазинский язык лингвистически близок абхазскому языку. Является одним из 5 официальных языков Карачаево-Черкесской Республики. Первые попытки создания абазинской письменности относятся к концу XIX века, когда просветитель Умар Микеров (1847-1891) разработал абазинский алфавит на арабской графической основе. Письменность на основе латинской графики была создана в 1932; в 1938 она была переведена на кириллицу. Зачинатель абазинской литературы — Татлустан Табулов (1879-1956). Он — первый собиратель национального фольклора, автор первых букварей и учебников по абазинскому языку, первый профессиональный абазиноязычный литератор.

Абхазский и абазинские языки – одни из сложнейших в мире. В них всего два коренных гласных звука (а,ы) и порядка 60 ( в зависимости от диалектов) согласных.

Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем – православные христиане. Но те и другие помнят свои древние верования. Например, когда-то они поклонялись богам — покровителям лесов и воды, верили в чудесные свойства деревьев. У абхазов и абазин бытует общий для народов Северного Кавказа эпос о богатырях-нартах. У них существовал обычай аталычества, когда, например, княжеских детей отдавали на воспитание в семьи крестьян.

Национальная кухня

Абхазская и абазинская кухня отличаются большим количеством блюд из мяса птицы, кукурузной муки и разнообразных молочных продуктов. В ходу острые специи. Оба народа издавна славятся традициями медоварения. Они и по сей день делают очень душистый мед, пьют медовую воду.

Одно из главных абхазских национальных блюд – это мамалыга, каша из кукурузной муки или крупы, она с успехом заменяет хлеб у кавказских народов. Существует целый ряд различных вариаций мамалыги – так, ее готовят с творогом, молоком, сыром. Мамалыга из кукурузной муки получается очень нежной и вкусной, хотя немного пресной. Однако если есть мамалыгу с сыром сулугуни, который кладут поверх каши, то его солоноватый вкус весьма дополняет собой эту «кукурузную кашу».

Предлагаем вам рецепт мамалыги «Абыста».

Ингредиенты: кукурузная мука мелкого помола – 2 стакана, вода – 4-5 стаканов, соль и 400-500 г сыра сулугуни.

Приготовление: Кукурузную муку просеять. Примерно половину муки, помешивая (чтобы не образовались комочки), всыпать в кастрюлю с толстым дном с горячей, но не кипящей, подсоленной водой и тщательно вымешать. Периодически помешивая, варить до образования кашеобразной массы. Затем, не забывая помешивать, засыпать оставшуюся муку, тщательно вымешать, накрыть крышкой и протомить в течение 15-20 мин. После еще раз размешать, загустевшая каша не должна прилипать к стенкам кастрюли. Снимите кастрюлю с огня и выложите мамалыгу на тарелку холмиком. Сверху уложите по 2-3 куска сыра сулугуни. Для приготовления каши на костре необходимо использовать чугунный котелок. Густую мамалыгу едят руками.

Абхазы и абазины в Санкт-Петербурге

Становление абхазского землячества в Петербурге неотрывно связано с именем искусствоведа Бочи Аджинджала (1937-2019), который в 1993 году создал в Северной столице культурно-благотворительное общество «Апсны». По его инициативе в Петербурге появились Абхазская воскресная школа и танцевальный ансамбль «Амра». Боча Аджинджал — автор книги «Абхазские воины на защите Ленинграда». Благодаря его инициативе на Пискаревском кладбище была открыта мемориальная доска в память об уроженцах Абхазии, погибших при обороне города на Неве. Боча Аджинджал также является исследователем жизни и творчества абхазского художника Александра Чачбы-Шервашидзе.

Шервашидзе-Чачба Александр Константинович (1867-1968) — первый профессиональный абхазский художник. В 1907-1918 годах работал сценографом в Петербургских императорских театрах, в 1918-1920 годах организовал в Сухуме первую детскую художественную студию. С 1920 года работал в Русском балете Сергея Дягилева в Париже. Художником созданы живописные полотна, графические листы, многочисленные эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам.

В 2018 году в Петербурге начало действовать представительство Всемирного абхазо-абазинского конгресса (ВААК) — общественной организации, созданной в Абхазии в 1992 году с целью укрепления единства абхазов и абазин, сохранения и развития их языка и культуры, оказания помощи соотечественникам. Высший совет ВААК возглавляет Мусса Экзеков.

Мусса Хабалевич Экзеков — российский ученый, предприниматель, меценат, общественный деятель, президент Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара», заместитель главы Народного собрания Карачаево-Черкесской республики. Родился в Ставропольском крае, происходит из древнего рода абазинов-тапанта. В 1986 году закончил Ленинградский Технологический институт. Прошел путь от молодого специалиста до главного технолога, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Мастер спорта по вольной борьбе, основатель детской спортивной академии «Лидер». Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института.

26 февраля 2021 года

Многонациональный Петербург. Кто такие марийцы?

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с марийцами.

Марийцы – финно-угорский народ. По результатам переписи населения 2010 года в России проживает около 550 тысяч марийцев, половина – в Республике Марий Эл. Марийцы делятся на три этнические группы — горных, луговых и восточных марийцев. Их традиции, национальный костюм и язык отличаются.

Предки марийцев появились на территории современного Волго-Вятского района в начале первого тысячелетия новой эры. Их земли раскинулись по обе стороны Волги. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства. В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства.

Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть марийцев приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество — марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам. Поэтому марийцев часто называют последними язычниками Европы.

В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. Место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины.

Национальный костюм

Мужской марийский костюм состоял их холщовых штанов, вышитой туникообразной рубахи и кафтана. Обувались в лапти, кожаные сапоги и валенки. На голове носили валяные из шерсти шапки «теркупш».

Женский костюм в основном повторял элементы мужского, за исключением рубахи, которая была ниже колен, и передника. Женщины носили множество украшений нагрудных и поясных. На голове — сороку, шымакш, нашмак, головное полотенце с очельем (шарпан).

В женском марийском костюме каждому типу головного убора соответствует свой тип рубахи и одежды, свои украшения. Кроме того, женский костюм отличается в разных районах проживания, у каждого — свой способ изготовления, крой, силуэт, колорит, способ декоративной отделки.

Марийки всегда были и остаются искусными вышивальщицами. Практически все формы женского и мужского народного костюма украшались сложной и богатой вышивкой. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.

Национальная кухня

Марийская кухня богата, разнообразна и проста в приготовлении. Супы готовят на мясном, грибном и рыбном бульонах, на овощном, фруктовом, ягодном отварах, на молоке и хлебном квасе. Заправляют овощами или крупами. Их особенностью является слегка кислый или солоноватый вкус. Среди вторых блюд популярны отварная круглая колбаса «шырдан», домашняя колбаса из кусочков мяса с салом и кровью «сокта», лосятина, тушеная медвежатина.

Из творога готовят сухие сырники «туара», творожные шарики в молоке, творожный напиток.

Распространенным угощением у марийцев являются «команмелна» – трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин.

Предлагаем один из вариантов рецепта трехслойных марийских блинов:

Для 1-го слоя — мука ржаная или пшеничная 240 г, 1 яйцо, соль;для 2-го слоя — мука овсяная или крупа манная 40 г, простокваша или кефир 128 г, сметана 80 г;для 3-го слоя — крупа овсяная 120 г, сметана 200 г. (Толщина готового блина 7 мм.)

Пресное крутое тесто из муки, яиц и соли раскатать по размеру сковороды в тонкую лепешку толщиной 1,5- 2 мм. Лепешку слегка подрумянить в жарочном шкафу, затем смазать густой смесью овсяной муки, простокваши или кефира и сметаны. Блин снова подрумянить, затем положить третий слой — овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпечь, смазать топленым или сливочным маслом. Подавать горячими.

Марийцы в Санкт-Петербурге

В ноябре 1997 года марийцы Северной столицы создали общественную организацию «Санкт-Петербургский центр марийской культуры» под руководством Василия Соколова. В апреле 2013 года — Автономную некоммерческую организацию «Марийское землячество Санкт-Петербурга», председатель – Ирина Смирнова. Смена названия не снизила активности петербургских марийцев.

По инициативе землячества в 2014 году впервые состоялась «Финно-угорская пасха». В 2013 и 2019 годах прошли межрегиональные выставки «Родом из Марий Эл», на которых были представлены работы марийских художников. В 2020 году — выставка-конкурс, посвященная памяти марийского национального героя, защитника блокадного Ленинграда Зосима Краснова.

Зосим Краснов (1924-1984) — участвовал в прорыве блокады Ленинграда и её окончательном снятии. Два раза был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции» красноармеец Зосим Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

12 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище открыли мемориальную плиту, увековечившую подвиг марийцев — защитников блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый четвертый житель региона, почти половина бойцов погибла или пропала без вести.

 

28 января 2021 года

Многонациональный Петербург. Кто такие ненцы?

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ненцами.

Ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.

Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, которая сочетает в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические признаки. Ненцы делятся на две этнотерриториальные группы: лесных и тундровых. Первые — жители тайги междуречья Оби и Енисея, вторые (а их — подавляющее большинство) — обитатели тундры, расселившиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана — от Кольского полуострова до Таймыра.

Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. В 1932 году на основе латинской графики появился первый ненецкий букварь «Новое слово», составленный Г.Н. Прокофьевым. За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная.

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда — «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы.

В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир — Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.

Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля. Его жена — «Мать- земля» — хранительница всего живого. А противостояло Нуму злое божество Нга, правитель подземного мира, насылающий на людей смерть и болезни.

Дважды в год — осенью и весной — верховному богу Нуму приносили в жертву белого оленя. А кроме того, ему посвящали оленей живых. На боку животного все той же белой масти, ни разу не ходившего в упряжке, ставили своего рода печать (тамгу) — знак Нума. После чего оленя отпускали обратно в стадо, но он уже не выполнял никакой работы, к нему старались даже не прикасаться.

Национальная одежда

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек — это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек — у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда ненцев состоит из малицы и меховой обуви. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. По подолу идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте.

Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.

Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.

Национальная кухня

У ненцев свой особый рацион. Это рыба и мясо. Причем чаще всего мясо оленя, и чаще всего сырое! Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом с кровью. Ведь организм требует витаминов, особенно С и В2. А где их взять? Конечно же, в оленине. Там их достаточное количество. И именно поэтому ненцы никогда не болели цингой. Если мясо не съедают сразу, тогда готовят впрок. Для этого мясо зарывают в промерзшую землю. Иногда коптят и вялят на солнце.

Лакомым блюдом у ненцев считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом.

Добывают ненцы и дичь: куропаток, гусей, уток. Весной собирают гусиные яйца.

Рыбу ненцы солят, коптят, вялят, морозят. Ненцев часто считают чуть ли не чемпионами по сыроедению – не в последней степени это связано с традицией употребления строганины. В холодное время года, где-то с конца сентября, рыбу, не потроша, замораживают и в таком виде заготовляют на зиму. Перед подачей с нее ножом снимают чешую, а потом разрезают на две половины вдоль хребта; за столом уже каждый, вооружившись ножом, срезает с этих половин кусочки и ест, часто макая в соль.

А еще из рыбы готовят юколу. После того как рыбу выловили, ее сразу чистят и разделывают. Кости, головы и внутренности выбрасывают, оставляя только боковины с хвостовой перемычкой. После этого куски поперечно надрезают и развешивают на шестах. Затем часть сушеной рыбы варят в рыбьем жире и едят. Также рыбий жир используют как лакомство — в него макают рыбу и лепешки во время еды.

Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку, которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубику, бруснику. Кстати, ненцы не употребляют в пищу грибы. Когда-то давным-давно заметив, что олени очень любят грибы, ненцы сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы могло хватить и людям, и оленям.

Чай — король стола в чуме! Употребляется он в огромных количествах. Его обычно заваривают прямо в котле или чайнике и кипятят, получая очень крепкий напиток. В качестве чайной заварки раньше использовали листья морошки и траву иван-чай.

Ненцы в Санкт-Петербурге

С городом на Неве связана судьба первого ненецкого ученого-лингвиста, литератора, фольклориста и переводчика Антона Петровича Пырерки. Антон Пырерка (Пыря) родился в Большеземельской тундре в семье бедного оленевода в 1905 году, в шесть лет мальчик остался сиротой. Был направлен комсомольской организацией на учёбу в Москву — в Коммунистический университет трудящихся Востока. После его окончания стал аспирантом Института народов Севера в Ленинграде. Участвовал в создании письменности и первых учебников для ненецких школ. Антон Пырерка – автор более десяти учебников и учебных пособий, первого русско-ненецкого словаря «Оленеводческая терминология», нескольких сборников национальных сказок и автобиографической повести «Младший сын Вэдо». Им был сделан перевод стихов А.С. Пушкина на родной ненецкий язык. В самом начале Великой Отечественной войны Антон Пырерка добровольцем пошёл защищать Ленинград от фашистских захватчиков. Осенью 1941 года он погиб в районе Стрельны.

В Северной столице живет известный педагог, исследователь ненецкого языка, первый учёный среди ненецких женщин – Мария Яковлевна Бармич. Мария Яковлевна — почетный профессор РГПУ имени Герцена, преподаватель самодийских языков Института народов Севера, почетный гражданин Ненецкого автономного округа. Ей принадлежат более 150 работ высокой научной и практической значимости, порядка 40 учебников и учебных пособий, одна из самых значимых работ – «Русско-ненецкий словарь».

19 июня 2007 года — дата рождения землячества «Нятва — Дружба» Ненецкого автономного округа (НАО) в Санкт-Петербурге. Руководит землячеством Константин Кимович Хатанзейский. Целью организации стало объединение людей, живших когда-то в округе или связанных с ним по работе. Землячеством проводятся спортивные соревнования, экскурсии и культурные мероприятия, оказывается поддержка в организации выставок и выступлений художественных коллективов из округа.

 

15 января 2021 года

«Горячая линия»  на предмет соблюдения требований миграционного законодательства, защита прав иностранных граждан и лиц без гражданства

Прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга 15.01.2021 с 09.00 часов до 17.00 часов по телефону 294-56-26 будет проведена горячая линия на предмет соблюдения требований миграционного законодательства, защита прав иностранных граждан и лиц без гражданства.

Руководствуясь ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прошу организовать ее опубликование в средствах массовой информации (печатных изданиях, газетах, журналах) и на сайте муниципального образования.


error: Content is protected !!