altПрокуратура разъясняет: «Внимание, коллекторы!»

3 апреля 2017 года

3 июля 2016 года Президентом подписан и вступил в силу Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее ФЗ № 230).
Очень долго деятельность коллекторов фактически не была никак урегулирована, но наконец, этот пробел исправили.
Кто может быть коллектором?
 российская организация, включенная в специальный государственный реестр коллекторов. Реестр является общедоступным, проверить коллекторов по нему можно через Интернет;
 коллекторское агентство должно быть АО (ПАО) или ООО с размером активов минимум 10 млн. рублей, а в его уставе должен быть прописан основной вид деятельности — возврат просроченной задолженности;
 у коллекторов должен быть договор обязательного страхования ответственности на сумму не менее 10 млн. рублей в год;
 коллекторы должны иметь специальное оборудование и программное обеспечение, а также сайт в Интернете;
 коллекторы должны быть включены в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Кто не может быть коллектором?
 лица, судимые за преступления против личности, в сфере экономики, против государственной власти, общественной безопасности;
 лица, находящиеся за пределами РФ;
 организация в процессе банкротства или ликвидации;
 организация, которую в течение 3 последних лет исключали из государственного реестра коллекторов;
 организация, имеющая не исполненные денежные обязательства по решению суда в течение более 30 рабочих дней.
Что не могут делать коллекторы?
 применять к должнику и другим людям физическую силу, угрожать убийством, причинением вреда здоровью;
 портить имущество и угрожать этим;
 применять методы взыскания, опасные для жизни и здоровья;
 оказывать психологическое давление на должника и других людей;
 использовать действия и выражения, которые унижают честь и достоинство должника и других людей;
 вводить в заблуждение по поводу сроков погашения долга, размера долга, природы возникновения долга, возможного обращения в суд, уголовного преследования должника, привлечения его к административной ответственности;
 вводить в заблуждение по поводу принадлежности коллекторов либо банка к государственным органам или органам местного самоуправления;
 без согласия должника передавать сведения о нем и его просроченном долге, его персональные данные третьим лицам или делать их доступными для сведения третьих лиц;
 раскрывать сведения о должнике, его долге и взыскании, персональные данные должника в Интернете, неограниченному кругу лиц, сообщать об этом по месту работы должника или по месту жительства;
 привлекать для взыскания долга и взаимодействия с должником более двух лиц одновременно;
 взаимодействовать с должником после его признания банкротом, введения реструктуризации долгов, получения документов о лишении или ограничении дееспособности должника, его нахождении на лечении в стационаре, получении 1 группы инвалидности, а также несовершеннолетним должником (не эмансипированным);
 звонить на телефонные номера, которые оформлены не на имя должника, скрывать свой номер телефона или адрес электронной почты.
Куда обращаться с жалобой?
УФССП России по Санкт-Петербургу
На основании постановления Правительства РФ № 1402 от 19.12.2016 Федеральная служба судебных приставов является органом, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, а также контролирует деятельность компаний, включенных в этот реестр.
Ст.18 ФЗ № 230 дает ФССП право провести внеплановую проверку в отношении юридического лица из «реестра коллекторов» при поступлении данных о нарушении им данного закона.
Именно об этих нарушениях вам и нужно писать в своей жалобе.
Подать ее можно, например, через интернет-приемную на сайте ФССП.
НАПКА
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств — это некоммерческая и негосударственная организация. Ее создали крупнейшие коллекторские агентства России. Основная цель работы НАПКА — развивать цивилизованный рынок сбора долгов.
Жалобу на коллекторов можно подать через форму на сайте НАПКА. Приложить файлы к жалобе, к сожалению, нельзя. Ответ на жалобу направят по электронной почте. Средние сроки рассмотрения жалоб — 5-7 дней. Если проверка подтвердит нарушение со стороны коллекторов, к ним могут быть приняты дисциплинарные меры со стороны НАПКА:
 от коллекторов потребуют устранить нарушение;
 коллекторов попросят отчитаться о тех мерах, которые они приняли для того, чтобы больше такое не повторялось;
 может быть поставлен вопрос о приостановлении членства виновного коллекторского агентства в НАПКА или исключении из НАПКА.