30 апреля 2019

Как сберечь ребенка от психологических травм в семье

Согласно общепринятой точке зрения, условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. От отношений в семье зависят показатели уровня его развития: умственного, физического, психологического и социального. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует: большая неуверенность и беспомощность, изменениями в восприятии себя, в системе самооценки, изменениями в отношениях.

Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы: кризисы развития (возрастные кризисы); кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы.  Кризисное состояние у ребенка возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально — психологических адаптационных механизмов. Кризисные переживания могут способствовать дизонтогенезу (нарушению развития, инфантилизации) и качественно менять личность ребенка / подростка.

Множество факторов влияют на восприятие кризисных ситуаций ребенком

На процесс развития ребенка и восприятие им кризисных семейных ситуаций оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное развитие ребенка зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном доме или перенаселенной городской квартире. Многие жизненные ситуации, такие как бедность, ссоры и развод родителей, переезд в другой город, серьезные болезни или тяжелые травмы, а также рост в условиях, опасных для жизни, являются постоянными источниками стрессовых переживаний для детей.

Кризисные ситуации в семье действует на ребенка резко отрицательно. Результаты исследований говорят о негативном и разрушительном влияние кризисных ситуаций на психику детей, следствием чего может стать социально-психологическая дезадаптация и уход в другие виды замещающей деятельности, в том числе и асоциальные. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья.  Ссоры, скандалы родителей, как ненормативный семейный кризис, только с первого взгляда не затрагивает ребенка.

Ссоры оказывают сильное негативное воздействие на детей

Дети очень восприимчивы к ссорам родителей. Сила и глубина реакции на ссору родителей зависит от возраста ребенка, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от его характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети, особенно младшего возраста, бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети не только школьного, но и дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение, родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

В семьях, находящихся в состоянии кризиса, у детей ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты. Зачастую поведение ребёнка приводит к нарушению его социального функционирования (манкирование учёбой, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома, делинквентность, аддиктивное поведение и т.д.). В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

Признаки кризисной ситуации у ребенка

Переживание кризисной ситуации ребенком происходит не так, как у взрослого. Ребенок, переживающий горе, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм — полная потеря речи на нервной почве. Сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему «скучно», но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир.

Причины кризисов у детей

Кризисными для ребенка могут быть ситуации взаимоотношений с родителями: несоответствием заявленных требований родителей к детям без учёта их индивидуальных способностей, ориентацией семьи на материальные ценности, нестабильным эмоциональным состоянием родителей и детей вследствие влияния СМИ, фильмов, сериалов, социальных сетей. А еще трудности существующей учебной нагрузки, завышенные ожидания  родителей, несоответствующие возрастным особенностям ребенка при получении образования, что приводит к его неуспешности и трудностям в усвоении учебной программы.

Кризисная ситуация в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Например, кризисная семейная ситуация — развод, с уходом отца или матери из семьи (страдает эмоциональная сфера ребенка), доля родителя в воспитании уже невыполнима. Ситуацию развода родителей дети часто воспринимают как предательство по отношению к себе — это сильное чувство может оказывать влияние на всю их дальнейшую жизнь.

Другая кризисная ситуация — уход родителя в собственные переживания и отстранение от семьи, от выполнения родительских функций, приводит к появлению у детей чувства одиночества, отверженности и вины за произошедшее. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением, как ему кажется, с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом. Исчезновение особого интереса к ребенку одним из родителей после развода, не нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, пишет известный психолог В.И. Гарбузов, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы. У него изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, ревности, гнев, депрессию, недоверие. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытаясь сохранить родительское внимание становится дерзким, не успевающим в школе, хвастается, ворует (компенсирует), разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает.

Также семейная кризисная ситуация возникает когда ребенок не справляется со школьной программой и тяжело это переживает. Чаще выражается это снижением ценности «Я» — они действительно чувствуют, что не оправдывают возлагавшихся на них родителями надежд или им почему-либо так кажется, переживают свою реальную или мнимую непризнанность, несостоятельность, боятся за свое здоровье или жизнь.

Трудно справляться с учебными обязанностями и ребенку, который не смог наладить контакт с педагогом. Не понимая последнего, он либо боится, либо безразличен к происходящему, но и в том, и в другом случае не учитывает школьные требования и хуже адаптируется к ним.

В трудной, а иногда и неразрешимой ситуации оказывается ученик, которого, несмотря на все его стремления, классный коллектив не принимает. При этом, чем он старше, тем для него важнее отношение сверстников, а их безразличие, издевательства или презрение могут быть серьезными факторами дезадаптации ребенка. Нередко в описанную ситуацию попадает «новичок», переведенный из другого класса или школы. Изменивший привычному месту, оторванный от прежних товарищей, такой ребенок серьезно переживает, если ему не удается благополучно войти в коллектив нового класса и чувствуют себя лишним, нелюбимым, ярко проживает чувство одиночества и отвержения.

Риск негативных зависимостей и суицида

Подростковый возраст ребенка характеризуется исследованием территорий и познаванием мира, они экспериментируют со всем и с собой в том числе. Наиболее часто испытываемые им чувства и состояния — повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию. У подростка появляется повышенная эмоциональность, ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-то действия, причем быстро и безотлагательно. В итоге чаще всего, за неимением жизненного опыта у подростка, происходит ухудшение ситуации, конфликты и неверные поступки. Именно в этом возрасте как регрессивная декомпенсация кризиса появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости (дереализации и деперсонализации).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что общей чертой кризисных реакций ребенка является утрата или снижение чувства защищенности, дезадаптация. Переживая кризисную ситуацию ребенок испытывает острую потребность в помощи и вмешательстве извне.

Статью подготовила психолог отделения приёма и консультаций граждан Наумова Марина Анатольевна.

В случае затруднений обращайтесь в Центр за психологической и социальной поддержкой.

Адрес Центра социальной помощи семье и детям: 2-й Муринский пр., д.19

Телефон: 294-28-76.

Сайт: http://www.csvr.ru/